Телемедицинские технологии стали активно применяться в российском и мировом здравоохранении, как эффективный ответ на вызов пандемии COVID-19. И, если в США наблюдается спад интереса к этой технологии, то в России, несмотря на снятие ограничений и возможность очного посещения врачей, популярность телемедицинских дистанционных услуг продолжает расти.
По данным опроса, проведенного специалистами онлайн-сервиса «Страховка.Ру», интерес к онлайн-консультированию в России за первое полугодие текущего года вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Наиболее востребованными оказались консультации психологов, неврологов и кардиологов. Спрос на услуги психологов вырос на 27%, на 59% – неврологов и на 58% – кардиологов.
Также выросла популярность телемедицинских услуг других специалистов: терапевтов, педиатров, дерматологов, эндокринологов, травматологов, психотерапевтов и остеопатов.
В сфере страхования жизни телемедицина превратилась в бюджетную альтернативу добровольного медицинского страхования. И если два года назад в месяц заключалось в среднем по 150–200 договоров на телемедицинские услуги в месяц, то после пандемии их количество возросло в десятки раз.
Однако несмотря на высокий спрос с внедрением новых технологий существуют проблемы. «Рынок телемедицины существует уже более десяти лет, но, несмотря на это, находится в зачаточном состоянии», – говорит Дарья Голосова, первый замгендиректоракомпании «Ай-ФОРС», которая в числе первых предложила рынку телемедицинские решения. Голосова считает, что для такой консервативной сферы, как здравоохранение, десятилетие – небольшой срок, поэтому сейчас рынок начинает формироваться в полной мере. «Он сильно фрагментирован — появляется много телемедицинских сервисов, стартапов, разрабатывающих собственные решения, конкуренция растет. При этом отсутствуют стандарты в этой области — все только пытаются нащупать работающую бизнес-модель. Продолжается время поиска».
Тормозит развитие рынка и то, что технологическое развитие сильно опережает правовое: удаленные консультации до сих пор законодательно не являются медицинскими услугами, а лишь информационным сервисом. Соответственно, возникает проблема монетизирования таких услуг лечебными учреждениями.
Другой момент заключается в том, что телемедицинские технологии обладают разной эффективностью в отношении различных болезней, именно поэтому медикам только предстоит определить в клинических исследованиях области, которые подходят для внедрения телемедицинских консультаций.
Еще один тормозящий фактор – низкая эффективность существующих измерительных приборов для использования в домашних условиях. Они совершенствуются, но процесс происходит слишком медленно. Кроме того, целый ряд заболеваний требует проведения измерений при помощи приборов, которые есть только в медицинских учреждениях, – например, это касается снятия кардиограммы.
Таким образом, телемедицина в России несмотря на трудности продолжает развиваться и набирать популярность. По данным VEB Ventures, ожидаемый среднегодовой прирост российского рынка телемедицины в ближайшие пять лет составит 116%.