“Большинство технологий, которые еще год назад казались рискованным экспериментом и были внедрены в период пандемии, сегодня стали для нас нормой”, — отметил министр. База для этого отчасти была создана до пандемии. Она стала основой для цифровой трансформации и создания единой платформы, единого регистра больных COVID-19, который обеспечил персонифицированное ведение каждого пациента на всех этапах.
Сегодня эта единая цифровая платформа охватывает не только заболевших коронавирусом, но и прошедших вакцинацию. В ее основе единый сервис, созданный менее чем за месяц, включивший как региональные, так федеральные и частные медучреждения.
Единая база данных по ковидным пациентам, сформированная в период пандемии исключительно в цифровом формате, дала беспрецедентные возможности для анализа и адекватного понимания ситуации. Например, иметь объективную информацию о повторной заболеваемости, последующих осложнениях, смертности, объеме использования лекарственных препаратов, а значит, и соблюдения схем терапии в медицинских организациях, оценивать сложившуюся динамику коллективного иммунитета.
“Регистр прошел путь от минимально жизнеспособного продукта, в котором была информация о лицах с подтвержденным диагнозом COVID-19, к прототипу вертикально интегрированной информационной системы по инфекционным болезням”, — подчеркнул министр. “На поздних этапах развития регистра стало возможным управлять жизненными ситуациями. Например, вопросы о специальных социальных выплатах путем интеграции с федеральным регистром медицинских работников удалось решать практически в автоматическом режиме”, — добавил он.
Кроме того, накопление больших данных позволило оперативно создать ряд цифровых сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта, начиная от компьютерного зрения для описания снимков до системы поддержки принятия врачебных решений. Они уже зарегистрированы в России и получили широкое применение. За полтора года изделий с искусственным интеллектом зарегистрировано уже 12.
С точки зрения управления, цифровизация позволяет обеспечить работу всех участников процесса по единым стандартам, регламентам и гарантировать прозрачность всех действий, получать оперативную аналитику и исключить или минимизировать риск неадекватного поведения системы, – подытожил Михаил Мурашко.